На прошедшей неделе исследовательская компания Gartner объявила о развитии нового явления, которое изменит производственный мир: цифрового бизнеса. Презентация сопровождалась барабанной дробью и фанфарами.
Согласно исследовательской компании Gartner, цифровой бизнес основан на развитии Интернета Всего – данный термин предложен компанией Cisco. В Gartner полагают, что с объединением цифрового бизнеса и Интернета Всего, изменятся три составляющие индустрии: бизнес-процессы, бизнес-модели и бизнес-возможности. Осталось невыясненным, почему в Gartner не использовали существующие термины, описывающие схожее явление: «промышленный Интернет» (введенный компанией General Electrics) или «киберфизические системы» (приведен Национальным институтом науки и технологии).
Бизнес-возможности
Согласно Gartner, существующие производственные процессы и получаемые из них продукты будут все полнее и стремительнее преобразовываться в цифровую форму. Продолжающийся переход производственных процессов к цифровой форме позволяет не только совершенствовать существующие продукты и сервисы, но и разрабатывать новые. Как существующие, так и новые продукты и услуги будут характеризоваться тем, что помимо физической формы они будут обладать цифровой формой, на основании которой и были разработаны. По утверждению Gartner, набирающий обороты переход к цифровой форме продуктов и сервисов поставит под сомнение существующие бизнес-модели ввиду новых возможностей подключения к сети, обмена информацией, визуализацией в реальном времени процессов производства и каналов поставки.
Цифровые продукты и сервисы приведут к появлению новых бизнес-моделей. Они будут предназначены для более гибкого реагирования существующих предприятий на стремительно меняющиеся рыночные условия и шаги конкурентов. Предприятиям необходимо научиться адекватно справляться с непрерывным потоком изменений на существующих рынках и оперативно подстраивать свои производственные процессы под эти изменения. Моменты, когда изменения на рынках пересекаются со способностью воспользоваться ими, называются бизнес-возможностями: «Это временные возможности, из которых нужно успеть извлечь выгоду». По мнению Gartner, сочетание цифровых процессов, цифровых продуктов и сервисов, и способности предвосхитить текущие бизнес-возможности лежит в основе цифрового бизнеса.
Сила четырех измерений
Используя термин «Интернет всего», компания Cisco дает понять, что их концепция шире, чем только Интернет вещей. 8 октября 2013 года Эванс заявил в своем блоге: «Интернет вещей – лишь одно из четырех измерений Интернета: люди, процессы, данные и вещи». Вкратце пробежимся по ним. Одним из важнейших последствий информационной революции за прошедшие десятилетия можно считать все возрастающую взаимосвязанность людей посредством таких различных технических решений, как смартфоны, планшеты, «умные» телевизоры или носимые датчики (в том числе на очках или даже в носках). Данная революция продолжает открывать новые возможности, что, к примеру, проявляется в изменениях, которые привнесли в нашу повседневную жизнь социальные сети и смартфоны. Само по себе развитие процессов не является чем-то новым. Долгие годы организации анализируют свои процессы, подстраивают и совершенствуют их под влиянием происходящих изменений. Разнообразие информационных возможностей дало новый способ анализа и привело к многочисленным изменениям во внутренних и внешних процессах организаций. Как точно заметил Дэвенпорт в 1993 году: «Мы только начинаем осознавать весь потенциал информационных технологий в бизнесе». Соответственно данное измерение Интернета также нельзя назвать новым. Как нельзя назвать новой и третью плоскость – техническими приложениями накапливается и хранится все большее количество данных. Экспоненциальный рост объема данных – процесс, продолжающийся с середины двадцатого века.
«Вещи»
По-моему мнению, только один важный аспект можно считать новым или особенным для Интернета вещей, Интернета Всего (люди, процессы и данные) и цифрового бизнеса (процессы, продукты и возможности). Все три эти разработки настолько уникальны по той причине, что их физические и цифровые реализации в форме киберфизических систем или «разумных машин» добавляются в уже значительно информатизированный и индустриализированный мир. И вместе с тем, их появление окажет серьезное влияние на существующую промышленность. В немецкой инициативе «Индустрия 4.0» это описывается следующим образом: «В будущем предприятия будут создавать глобальные сети, объединяющие их машины, складские системы и производственное оборудование в форме киберфизических систем. В промышленной среде такие киберфизические системы будут включать в себя “умные” машины, складские системы и оборудование, которые способны самостоятельно обмениваться информацией, запускать процессы и контролировать друг друга». В таких условиях цифровой бизнес обладает всем необходимым для производства и поддержки «умных» продуктов и сервисов («вещей»), которые смогут автономно выходить в сеть. Сетевые возможности упростят обмен информацией, позволят данным продуктам и сервисам выполнять их задачи все более самостоятельно.
Комплексность
Новые взаимоотношения между людьми и вещами создают новую действительность. Эта действительность будет комплекснее существующей и сформирует значительную часть нового цифрового бизнеса. Такой бизнес будет реализовываться в сети для реализации задач, не зависящих от времени и пространства. Эти задачи теперь ставятся не только группами людей, но все больше в результате взаимодействия людей и «вещей», разделяющих ответственность при выполнении задач. Новая действительность, тем не менее, потребует большого количества исследовательской работы и разработки, а барабанная дробь и фанфары могут стать самой большой помехой.
О Бене ван Лире
Бен ван Лир возглавляет отдел по работе с клиентами в компании Centric. Он задействован в исследовательской деятельности и анализе разработок в области сопряжения организационных и технических вопросов для разных сегментов рынка.
Оригинал - http://www.centric.eu/NL/Default/Themas/Blogs/2013/11/13/Digital-business-and-complexity
Перевод - Павел Корнилов